Искусство видеть искусство: как квесты учат воспринимать живопись
05.08.2022

Всесторонне развитый ребенок – мечта родителей, которые по-настоящему любят своих детей. И такая многогранность развития должна включать не только физическое здоровье, достойный интеллектуальный уровень, хороший багаж знаний и успехи в учебе, но и способность ценить прекрасное. Но при попытках вовлечь детей в мир искусства родители сталкиваются с непростой проблемой: то, что для взрослого – выставка шедевральных картин, для ребенка – просто набор плакатов, которые папа с мамой почему-то считают ценными и важными. Но что в них важного и где эта ценность – дети часто не понимают. Картинки и картинки – зачем на них смотреть?
И возникает проблема - как включить у детей чувство хорошего вкуса и пробудить способность понимать искусство?
Секрет прост – нужно не включать воспитательный ресурс и не устраивать искусствоведческий террор, а использовать естественные склонности ребенка. А как дети учатся быстрее всего? В процессе эмоционально увлекающей их игры!
Искусство: вместо скуки - увлекательная игра
Игра – это самый естественный способ познавать мир и его тайны. Именно так учатся дети – играя с реальностью. В таком подходе никогда не бывает элементов принуждения и психологического насилия над собой, зато качество и скорость усвоения информации и обучения новым видам восприятия и деятельности – просто невероятные. И нужно заметить, что для взрослых ничего в этом не меняется: психология доказала, что самый эффективный способ обучить любого человека чему угодно – это сбросить оковы серьезности и оформить обучение как игру. Это высвобождает ресурсы подсознания и позволяет быстро достичь вершин. Игра затягивает вас в свой круг волшебства - незаметно, но всегда неотвратимо. И это делает ее великолепным учителем, передающим бесценные знания с воистину творческой грацией и легкостью.
Как проложить мостик, который объединит игру и восприятие искусства? С помощью особых экскурсий-квестов! Примечательно, что играть в развивающие квесты могут как дети, так и взрослые. Так как восхитительный мир искусства и других наук притягателен для человека в любом возрасте - изменяется лишь степень сложности материала, но не суть метода.
Качественно продуманная структура квеста помогает вызвать интерес, привлечь внимание человека к конкретной задаче или теме, а затем - втянуть его в игровую последовательность действий. Быстрое закрепление в памяти знаний, получаемых в результате подобного процесса, происходит за счет того, что их передача сопровождается повышенным эмоциональным возбуждением, окрашенным яркими позитивными впечатлениями. При этом сознание не сопротивляется им и позволяет надежно закрепиться в памяти.
Знание, полученное подобным путем, крайне легко восстановить (вспомнить), ведь с ним прочно связан огромный заряд позитива, полученный в процессе прохождения квеста. Так за двадцать минут игры можно выучить множество полезных и важных исторических и научных фактов, которые потом пригодятся вам в дальнейшем. И увлечься тем, что раньше казалось безразличным – погрузиться в искусство и научиться его понимать.
Какие знания по искусству можно передать с помощью квеста
В первую очередь это позволяет расширить словарный запас ребенка, подростка или взрослого в конкретной сфере искусства - в рамках тематики которой проходит мероприятие. Это полезно не только для общего развития, но и более глубокого погружения участника квеста в процесс получения более сложных по структуре знаний.
Квесты, специально разработанные для соприкосновения с богатым миром живописи, помогают задать правильный вектор развития зрительской культуры человека. Чем более ранним будет возраст, в котором это произойдет, тем проще ему потом будем получать знания из этой области уже самостоятельно. Таким образом формируется особая тяга к живописи, которая является уже не элементом принуждения (например, заданные на дом уроки), а естественной потребностью человека, идущей изнутри.
В процессе квеста, в зависимости от его специфики, ребенок или взрослый могут обучаться и вариативным техникам рисования - от просто карандаша до масляных красок, а также учатся отличать между собой приемы рисования (более старшие группы могут изучать уже непосредственные персоналии известных мировых художников и их стиль живописи).
Такие занятия в игровой форме непринужденно развивают внимание, общую и мелкую моторику, пространственное мышление, учат хорошо различать похожие оттенки цветов и запоминать их.
В зависимости от степени сложности квеста у игроков постепенно выстраиваются необходимые ассоциативные связи между конкретными видами живописи, художниками, картинами, техническими приемами, элементами культуры.
Игроки учатся определять суть замысла, главное в образе, ведущие оттенки цветовой гаммы (и их значение для передачи идеи, характера и настроения картины).
Для представителей взрослеющего поколения более подойдут продвинутые квесты, в которых глубоко изучаются используемые для создания картин исходные материалы, инструменты, предыстория каждого конкретного произведения и судьбоносные события с ним связанные.
В любом случае даже самый простой квест, помогающий дошколятам запомнить разницу между натюрмортом и портретом, уже закладывает в сознание правильные идеи и образы, помогающие духовно стремиться к искусству, понимать его и даже со временем создавать самостоятельно.